ГЛАВНАЯ

Эволюция

Музыка Японии
Джаз
Техно-музыка

СТАТЬИ

ДОКУМЕНТЫ

КОНТАКТЫ

объявления

       Джаз

Джаз - род современного искусства, возникший на рубеже XIX-XX вв. в Южных штатах США в среде американских негров - потомков африканских рабов. Важнейшие характеристики джаза - наличие в ритмике, во-первых, регулярной пульсации, так называемого "бита", б а во-вторых, отклонений от этой пульсации - о "свинга" (от английского - "качание", "раскачка"). Они берут свое начало в традициях африканской музыки. Свинг - одно из выразительных средств джаза. Кроме особой выразительной роли ритма джаз унаследовал и другие черты африканской музыки: трактовку всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении и подражание разговорной речи при игре на инструментах. Произведения, исполняемые негритянскими музыкантами, часто имели форму чередования очень короткого сольного мотива - зова и хорового или инструментального ответа.

Джаз - искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной в нотах формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько музыкантов, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией. Для раннего, новоорлеанского, этапа традиционного джаза (примерно до конца 10-х гг. XX в.) характерна коллективная импровизация нескольких, как правило, трех вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных.

В 20-е гг. были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место в репертуаре традиционного джаза занял блюз. Позднее оба этапа раннего джаза - новоорлеанский и последовавший за ним чикагский - объединяются термином "диксиленд". Были предприняты попытки использовать элементы джаза в произведениях крупной формы (так называемый симфоджаз). Наиболее известны балет "Сотворение мира" Д. Мийо, "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд симфо-джазовых сочинений И. Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и в советской музыке ("Концерт для оркестра" А. Я. Эш, "Концерт для джаза" М. М. Кажлаева, и концерт для фортепьяно с оркестром К. Щедрина, 1-я симфония А. Г. Шнитке). 3 конце 20-х - начале 30-х гг. возникла стройная система, получившая название стиля "свинг" и приобретшая впоследствии значение джазовой классики. Для свинга характерно, во-первых, появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации и перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала джазе: она ограничивала импровизацию, №я которой в партитуре предусматривались свободные окна.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны),секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Луи Армстронг
Во-вторых, появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме и исполняемая на фоне того же, что и тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты. В 30-е - 40-е гг. наряду с блюзом получила распространение песенная форма из 32 тактов. В-третьих, в свинге широко применяется "рифф" - двух- четырех тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист. И наконец, в-четвертых, свингующая четырехдольная пульсация, в которой четные доли такта каким-либо способом акцентированы. Среди первых джазовых биг-бэндов - оркестры Ф. Хендерсона, К. Бэйси, Б. Гудмена, Г. Миллера, Д. Эллингтона. Последний уже в 40-е гг. обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском и латиноамериканском фольклоре, а также к жанру концертной миниатюры.